Четверг   25.04.2024   05:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Личка()·Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Форум » Веселые денёчки » Праздничный форум » Рождественская (С Рождеством Христовым)
Рождественская
Берестова СеверинаДата: Вторник, 04.01.2011, 00:04 | Сообщение # 16
Модератор
Сообщений: 1683
Статус: Offline


В гостях хорошо, но дома...ИНТЕРНЕТ!!!
 
Берестова СеверинаДата: Вторник, 04.01.2011, 00:06 | Сообщение # 17
Модератор
Сообщений: 1683
Статус: Offline
В России была традиция готовить на Рождество специальные обрядовые блюда, играющие символические роли. Кутья, сваренная из хлебных зерен, олицетворяла непрерывность жизни, была залогом семейного благополучия (зерен в ней было много), а также обозначала связь поколений в семье.

Подтверждением может служить широко распространенный у белорусов и украинцев обычай 'бабиной каши'. Дети перед Рождеством носили 'бабе', т. е. своей повивальной бабке, ужин, который состоял из кутьи, 2-3 пирожков или калачей, в зависимости от достатка. 'Баба' в свою очередь угощала их покупными лакомствами (пряниками, бубликами, конфетами) и одаривала гостинцами или деньгами.

В некоторых районах, кроме денег, в миску из-под кутьи насыпала зерно или горох, давала орехи, иногда 'баба' приглашала детей к столу, угощала их кутьей и пирожками. С собою также давала деньги, взамен принесенной насыпала в горшок своей кутьи с медом и клала несколько пирожков.

Обрядовым блюдом в предрождественский вечер был и специально выпекаемый хлеб. Предназначался он для отведывания и угощения родных, близких: кумовей, крестных родителей, бабок и других. Для таких случаев в каждой семье выпекали изделия из теста: кныши, калачи, паляницы, нередко объединенные одним названием - 'пироги'.

Кныши выпекали из пшеничной или ржаной муки. Из готового кислого теста лепили круглую паляничку и, обмакнув в растительное масло ложку, надрезали по всему краю. Потом эти 'лепестки' загибали к середине и прижимали ложкой. Кныши иногда начиняли луком, жаренным в постном масле, а в скоромные дни салом.

Калачи готовили двумя способами, подобно свадебным. Подношение ритуальной кутьи и паляниц крестным родителям и повивальной бабке многие исследователи связывают с жертвами душам умерших.

Кутью и пироги, а также взвар и рыбу в мисках и горшочках завязывали в платок, ставили на санки, и дети отвозили ужин крещеным, 'бабе', даже родным дядьям и теткам. Существовал обычай одаривания детей, которые носили ужин, пряниками, которые специально выпекались за три недели до Рождества. В России даже существовал обычай выпекания таких пряников в качестве обрядовой выпечки. На Украине же пряники не имели обрядового значения.

Примером обрядового хлеба на рождественский праздник может служить так называемый 'крачун', выпекавшийся в некоторых районах Украины. Выставление крачуна на стол происходило с неменьшей торжественностью, нежели выставление на покуть горшочка с кутьей. Пол в доме должен был быть выстелен соломой, по которой шел хозяин, что нес хлеб. Подобный рождественский хлеб выпекали и словаки - 'крачун', 'пасха'. Полагают, что слово 'крачун' ('корочун') имеет одинаковый корень со словом 'черт', олицетворение злых сил, духа зимы и смерти.

Этот факт подтверждает определенную связь зимних праздников, кроме рождественских, с культом умерших. В Польше известен праздничный хлеб продолговатой формы с похожим названием - 'струха'. Символическое значение этого обрядового хлеба, как и кутьи, в основном сводилось к олицетворению семейного благополучия.

На ужин готовили и другие постные блюда, обязательными считались пироги и постный борщ. Пироги пекли или жарили преимущественно с маком, с вареными или толчеными сушеными сливами, фасолью, горохом, калиновыми ягодами, с гречневой кашей, толченым картофелем, капустой и кашей. Пироги должны были олицетворять будущее богатство и хороший урожай.

Наличие пирогов и борща (основных хлебных и овощных блюд) было для хлебороба и необходимым, и символичным. Верили, что если стол в этот вечер ломится от пищи, то и урожай будет богатым.

Другие блюда, что готовились на 'святой вечер', не имели специального ритуального значения. Среди них самыми распространенными были жареная свежая рыба, сельдь сырая, а также жареная, предварительно вымоченная в воде, зразы из рыбы и также из сельди. На Украине, естественно, готовили вареники, которые начиняли маком, гречкой, капустой, картофелем, фасолью, сливами.

Варили также постный свекольный борщ (квас), подколоченный мукой или закваской с грибами или растительным маслом, крупник, овсяный кисель, взвар из сушеных груш, яблок, слив, пекли блины или оладьи, лазанки с тертым маком.

В день Рождества, на следующее утро, позволялась скоромная еда, и потому она была более разнообразной. Семья в полном составе садилась за праздничный стол и сначала съедались все холодные остатки вчерашнего ужина. Потом подавали горячую жареную колбасу домашнего приготовления (обычно перед Рождеством кололи кабана), соленые огурцы и квашеную капусту.

Не обходилось без традиционного борща, который местами заменяли щи (капустняк). Традиционной была и сваренная на молоке или мясном бульоне локшина (лапша). Более зажиточные пекли калачи, кныши, 'орешки' или 'вергуны'. 'Вергуны' выпекали из тонко раскатанного пресного теста, нарезанного на тонкие ленты и жаренного в растительном масле (аналогично русскому хворосту).

Детям в этот день давали конфеты, маковники, яблоки и другие лакомства. В центральной и южной России был распространен обычай выпекать фигурки домашних животных - чаще всего коров, бычков, овец, птицы. У русских 'коровки' в основном выпекались для одаривания колядников. Подобный обычай существовал и у поляков, чехов.

На Рождество также пекли ржаные пироги-колядники, которыми обычно одаривали колядников. Колядки, или калитки, - это маленькие выпечные изделия из ржаного пресного теста с различными начинками, наливками, намазками или припеками.

Название их происходит от Коляд - древнего языческого праздника, слившегося позднее с Рождеством.

Колядки - это и рождественские песни, распеваемые колядниками, и угощение, которое выпекали к этому дню, дабы их одаривать.

Как слова живой разговорной речи при общении переходят из одного языка в другой, так и национальная самобытная кухня или отдельные ее блюда проникают в кухни других народов, а особенно понравившиеся и полюбившиеся приживаются. Так произошло и с колядками. Это великолепное оригинальное изделие очень простое в исполнении. Возможно именно поэтому оно получило у многих народов искреннее признание, стало как бы частью их национальной культуры, вошло в жизнь, сказки, песни, пословицы и поговорки. Но в некоторых странах меняются названия блюд, В Карелии и Финляндии, в частности, колядки стали называться калитками.

Карельские женщины говорят: 'Kalittoa - kuzzy kaheksoa', что буквально означает: 'Калитка просит восьмерки'. Это надо понимать так: чтобы испечь калитки, необходимы восемь компонентов - мука, вода, простокваша, соль, молоко, масло, сметана и начинка. Калитки в Карелии и Финляндии настолько популярны, что подаются к кофе за завтраком, к бульону или супу за обедом, к легкому вечернему салату за ужином и, наконец, как закуска, в зависимости от используемых начинок. Форма калиток и их наполнители так разнообразны, что практически не поддаются описанию.

Колядки, как правило, выпекали из пресного ржаного теста, что подтверждает их древнее происхождение. И поныне в Новгородской области сохранился рецепт кушанья древних поморов - преснушек. Их изготавливали из ржаной муки и воды и наполняли всем, что дарила окружающая природа: грибами, черникой, земляникой, голубикой, малиной. Общее у этих изделий - способ приготовления: сформовать из теста круглую или овальную лепешку, положить на нее начинку, защипить края. Ржаное тесто необыкновенно податливое, оно принимает и сохраняет любую приданную ему форму, поэтому края изделия можно защипывать и загибать в виде трех-, четырех-, пяти-, шести-, семиугольников.

Тесто для колядок может быть приготовлено из одной ржаной муки или из смеси ржаной и пшеничной муки в равных соотношениях (1:1) по такой рецептуре: 2 тонких стакана муки, тонкий стакан жидкости (вода, молоко, простокваша, сметана в любых соотношениях), соль на кончике ножа. В преснушки соль не добавляется. Замешанное тесто должно 'отдохнуть' минут 20-30, прикрытое салфеткой, чтобы не обветрилось. Раскатать тесто в жгут, нарезать на равные кусочки, закатать шарики, раскатать из них тонкие лепешки, придать им круглую или овальную форму. Положить разнообразные начинки и поразному защипить или загнуть края.

Вместо пшена можно использовать пшеничку, перловку или гречку. Пшено промыть в семи водах, поместить в глиняный горшок, залить молоком или водой, добавить масло, соль и сварить рассыпчатую кашу. Колядки (калитки) выпекать при температуре 200-220 градусов до готовности. Испеченные горячие колядки смазать растопленным маслом или маслом со сметаной, тогда корочка будет мягкой и вкусной. Колядки (калитки, преснушки) ели в праздничные и постные дни. Колядки с кашами, картофелем, грибами подают к супам, кислым щам, грибному, мясному бульону, а с нежными начинками - ягодами, творогом - к чаю, молоку, кофе.


В гостях хорошо, но дома...ИНТЕРНЕТ!!!
 
Берестова СеверинаДата: Вторник, 04.01.2011, 00:10 | Сообщение # 18
Модератор
Сообщений: 1683
Статус: Offline

На Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в X веке, когда на русских землях распространилось христианство. Рождество слилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (святками). Поэтому в празднике Рождества сохранились "святочные" обряды.

Сочельник

День, предшествующий Рождеству, называют Сочельником или Сочевником. Сочельник происходит от слова "сочиво", что означает буквально - "растительное масло". Сочивом называли и кашу с растительным маслом и овощами. Накануне Рождества полагалось только сочевничать и никакой пищи не есть весь день до сумерек, то есть до появления Вифлеемской звезды. Ведь именно под этой звездой родился Иисус Христос.

С утра, в Сочельник, в избах мыли потолки и стены, скоблили пол, натирали его можжевельником. Затем парились в жаркой бане. А с вечера начинали петь коляду. В деревнях собирались большими компаниями, разукрашивали лицо, выворачивали одежду, на сани сажали Коляду - куклу или девушку, одетую сверх шубы в белую рубашку, и пели обрядовые песни. Дети ходили по селу со звездой, изготовленной из лучины и бумаги и пели под окнами (или заходя в дом) колядки - песни, в которых восхваляли, величали хозяев, получая от них подарки: конфеты, выпечку, денежки.
С Рождества начинались святки - праздники, которые продолжались до Крещения (19 января). Все это время проходили святочные обряды, гадания, увеселения, хождение ряженых по дворам и улицам. В Рождество ранним утром, до рассвета, проводился обряд обсевания изб. Пастух ходил с торбой овса и, заходя в дом, бросал на все стороны (рассеивал) горсть зерна с приговором: "На живущих, на плодящих и на здоровье".

В Рождество девушки не гадали. Существовала примета: если в дом первой войдет чужая женщина, весь день в этой семье бабы хворать будут. Во избежание всяких неприятностей крестьяне соблюдали довольно строгие запреты. В день Рождества запрещалось заниматься хозяйственными делами. Нельзя было шить, иначе в семье кто-нибудь ослепнет. Нельзя плести лапти, иначе кривой будешь. А в лесу охотиться нельзя до самого Крещения, ибо с охотником случится тогда несчастье.

В полдень ходили всей семьей смотреть, как играет солнце. Если солнце играет - темные силы от него в щели прячутся. А если нечисть все-таки в дом забралась, то в этот день с ней короткая управа - кипятком углы обварить, да крапивным веником вымести.

Отец водил сына в амбар к сусекам с зерном. Перед тем наследника торжественно обряжали всем семейством. Овчинный полушубок опоясывали расшитым поясом, на голову надевали меховую шапку, на ноги - валенки. Над сусеками с зерном отец поднимал сына, желая вырасти ему быстрее да стать помощником в хозяйстве

Второй день Рождества, который называется Собор Богородицы, посвящается прославлению Матери Христа, Пресвятой Деве Марии. Прославляя Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет. Оно было вызвано тем, что царь Ирод, узнав о Рождении Христа и поклонении ему волхвов, разгневался и повелел избить в Вифлееме всех младенцев, надеясь погубить и Спасителя. Но ангел явился Иосифу и повелел скрыться в Египте. После смерти Ирода Иосиф с Семейством возвратился и поселился в Назарете.

Девичьи гадания и хождение ряженых с этого дня продолжались до самого Крещения. Ряженые в вывороченных наизнанку шубах, в масках или с испачканными сажей лицами ходили по домам, распевая песни и разыгрывая различные преставления, сцены за соответствующее вознаграждение. Иногда водили с собой коня или быка.

А девушки гадали. Гадали всякий день по-разному, кто какие способы знал, тот так и гадал. Например, девушке тайком ночью нужно было войти в дровяной сарай и в темноте взять в руки первое попавшееся полено. Если полено гладкое, то и муж будет ласковый; если с сучками, то и муж будет злой да вредный. Ставили зеркало. Перед ним графин с водой. Вокруг графина зажигали свечи. Смотрели в зеркало сквозь графин: что кому привидится, то и сбудется. Или поджигали в темноте на блюде лист бумаги. Девушка становилась между горящим пламенем и стеной. Кто что на стене увидит, то и сбудется.

Повсеместно было распространено поверье, что с этого дня начинают беситься ведьмы, черти устраивают свои бесовские потехи, причем они стремятся как можно большее навредить людям. Ведьмы летают на помеле, собираются на свой шабаш. Крадут месяц с чистого неба и звезды по карманам растаскивают. В темноте-то им легче среди людей затесаться да всяких пакостей им наделать. Потому и православные ряжеными ходят, показывая, что место занято и здесь чертям и всякой нечисти делать нечего.

Третий день Рождества называли Степановым днем. По обычаю, в Степанов день затесывали колья, ставили их по углам двора, втыкая в снег, чтобы нечистую силу отпугнуть. Степан закален в опасности, потому и всякой нечисти не боится и кольями от нее в этот день как раз отгородиться. Степан ассоциируется с образом мужика-земледельца, а потому рожденный в этот день мальчик будет добрым, заботливым, рачительным и строгим хозяином. Еще в этот день всей деревней выбирали пастуха, заключали с ним договор, устраивали угощение.


В гостях хорошо, но дома...ИНТЕРНЕТ!!!
 
Берестова СеверинаДата: Вторник, 04.01.2011, 00:15 | Сообщение # 19
Модератор
Сообщений: 1683
Статус: Offline


В гостях хорошо, но дома...ИНТЕРНЕТ!!!
 
Берестова СеверинаДата: Вторник, 04.01.2011, 00:19 | Сообщение # 20
Модератор
Сообщений: 1683
Статус: Offline


В гостях хорошо, но дома...ИНТЕРНЕТ!!!
 
Жанна ШтейманДата: Вторник, 04.01.2011, 04:33 | Сообщение # 21
Модератор
Сообщений: 4862
Статус: Offline
спасибо, Северина! Как много я нового узнала про обычаи, колядки....

Жанна
 
Жанна ШтейманДата: Вторник, 04.01.2011, 04:43 | Сообщение # 22
Модератор
Сообщений: 4862
Статус: Offline


Жанна
 
Жанна ШтейманДата: Вторник, 04.01.2011, 05:13 | Сообщение # 23
Модератор
Сообщений: 4862
Статус: Offline
Рождественская индейка с вишней
Тип: вторые блюда

Ингредиенты: На 1 тушку небольшой индейки:
2 яблока,
200 г свежей или замороженной вишни,
щепотка корицы,
3 ст. ложки сахара,
щепотка специй для курицы,
соль, черный молоты перец – по вкусу,
10 г сливочного масла.

Способ приготовления: Тушку индейки помыть, посолить ее изнутри, поперчить, посыпать специями. Очищенные от кожуры и сердцевины яблоки нарезать крупными дольками. Свежую вишню промыть, замороженную - разморозить. Яблоки и вишню пересыпать сахаром и уложить в тушку. Индейку зашить.
Духовку разогреть до 150-180 градусов. Птицу уложить на смазанный маслом противень и запекать в течение 1,5 - 2 часов, поливая периодически выделяющимся мясным соком.


Жанна
 
Берестова СеверинаДата: Среда, 05.01.2011, 23:36 | Сообщение # 24
Модератор
Сообщений: 1683
Статус: Offline


В гостях хорошо, но дома...ИНТЕРНЕТ!!!
 
Берестова СеверинаДата: Среда, 05.01.2011, 23:39 | Сообщение # 25
Модератор
Сообщений: 1683
Статус: Offline
Снег ровным покровом ложится на землю... Морозная звёздная ночь...
Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.
Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!
Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..
«Христос рождается, славите!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».
Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное - ближе к Богу.


В гостях хорошо, но дома...ИНТЕРНЕТ!!!
 
Берестова СеверинаДата: Среда, 05.01.2011, 23:46 | Сообщение # 26
Модератор
Сообщений: 1683
Статус: Offline
Праздник Рождества был установлен в IV веке римским императором Константином, который принял христианство и специальным указом его узаконил. С тех пор христиане благоговейно относятся к святой ночи Рождества Христова. Дома и храмы заранее украшают еловыми ветками, вечная зелень которых издавна считается символом древа жизни. Во всех храмах, в больших и малых церквах, в рождественскую ночь повсеместно совершаются торжественные богослужения, прославляющие Христа, а главные торжества в России проходят в храме Христа Спасителя в Москве. Праздничная служба начинается в 22.00: звонят колокола, горят все подсвечники и паникадила, читаются главы из Евангелия, повествующие о рождении Младенца Христа. Хор радостно поет славословия, и особенно трогательно звучат в нем детские голоса. Церковные песни, объясняющие смысл праздника, поют и в ночь Рождества, и в последующие дни на протяжении недели.

Из всех православных праздников день Рождества — самый «детский», ведь он связан с памятью о пребывании Спасителя нашего во младенческом возрасте. В это время детям уделяется особенное внимание. В день Рождества они находят под елкой подарки, а в период Святок в храмах проводятся детские утренники.

Рождество Христово празднуется соответственно раз и навсегда заведенному порядку, так же как и другие православные праздники: ему предшествует сорокадневный пост, во время которого христиане больше молятся, читают Закон Божий и воздерживаются от «скоромной» пищи. Канун Рождества — рождественский сочельник. Такое название объясняется тем, что в этот день едят сочиво — постную кашу с овощами. С утра принято убирать в доме, ставить тесто, мыться, а садиться за стол можно только тогда, когда на небе появится первая вечерняя звезда.
Собравшись за праздничным столом, христиане встречают Рождество Христово. Принято обмениваться подарками (эта традиция пошла от волхвов, которые преподнесли дары Младенцу Иисусу), поздравлять друг друга и загадывать заветные желания. Считается, что в эту священную минуту небо раскрывается навстречу земле и сами силы небесные внемлют просьбам людей: ни одно их желание не останется неисполненным. Разумеется, это касается только добрых желаний.

С благословенным днем Рождества связано множество примет и обычаев. Как и в другие большие православные праздники, в Рождество нельзя заниматься домашними делами. С Рождества до самого Крещения грех охотиться в лесу. В деревнях пастухи с утра «обсевали» избы — разбрасывали горстями овес, приговаривая: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке — ребяток!», или: «Ягнята за лавочкой, телятки у лавочки, а поросятки по всей избе!» Это действие способствовало тому, чтобы в Доме всегда был достаток. Следовало обильно посыпать зерном всех членов семьи, а хозяйке нужно было успеть наварить к завтраку большой горшок каши. На Рождество принято принимать гостей. В старину посиделки, игры, песни, обходы домов продолжались весь период, называемый Святками, который начинается в день Рождества, 7 января (25 декабря по старому стилю), и заканчивается 18 января (5 января по старому стилю). Святки — значит «святые вечера».
Рождество Христово — всенародно любимый праздник. Сейчас, когда к нам вернулись подзабытые на время обычаи предков, мы снова посещаем Рождественские богослужения, отправляем детей колядовать, устраиваем дружеские посиделки за праздничным столом и с неподдельным интересом гадаем на свою судьбу...
Одним из самых приятных подарков к Рождеству являются свечи. Они бывают самые разнообразные: большие и маленькие, гелевые и восковые, в виде новогодних и рождественских фигурок. В общем, на любой вкус и цвет. На Рождество свечи устанавливают в центре венка, памятуя о венце, возложенном на голову Иисуса. Их зажигают каждый; святочный вечер.
Раньше в дом к Рождеству приносили срезанные веточки яблонь, вишен, которые предварительно оттаивали, а потом ставили в вазочку, а к празднику они распускались весенними цветами. Это было символом возрождения, символом новой жизни.


В гостях хорошо, но дома...ИНТЕРНЕТ!!!
 
Солнцева Наталья (Конева)Дата: Четверг, 06.01.2011, 06:05 | Сообщение # 27
Северянин
Сообщений: 1330
Статус: Offline

Счастливого рождества!!!


Истинная северянка
 
Берестова СеверинаДата: Четверг, 06.01.2011, 17:16 | Сообщение # 28
Модератор
Сообщений: 1683
Статус: Offline

П. Быков

На волнах голубого эфира
Родилась на Востоке звезда —
Дивный светоч спасения мира,
Не светивший еще никогда.
Над пастушьей пещерой убогой
Засверкала впервые она —
Отражение южного Бога,
Пробудившего землю от сна.
С мира ветхого сбросив оковы,
Возвещая Христа Рождество,
Пронизала она мрак суровый,
Чтоб сияло любви торжество.
Чтобы солнце Христова ученья
Согревало, бодрило сердца,
Грубой силы смягчая мученья,
Чтобы кровь не лилась без конца.
Чтобы воронов алчная стая
Не терзала сердца и тела…
И в хоромах и в избах святая
Лучезарная правда цвела!


В гостях хорошо, но дома...ИНТЕРНЕТ!!!
 
Ахметшина Райля РафиковнаДата: Четверг, 06.01.2011, 19:45 | Сообщение # 29
Модератор
Сообщений: 1022
Статус: Offline



13021957
 
Берестова СеверинаДата: Четверг, 06.01.2011, 20:30 | Сообщение # 30
Модератор
Сообщений: 1683
Статус: Offline
Святки
В. Берестов
В день рождения Христа
В мир вернулась красота.
Январский лед
Сиянье льет.
Январский наст
Пропасть не даст.
Январский снег
Нарядней всех:
Днем искрометный и цветной
И так сияет под луной.
И каждый из январских дней
Чуть-чуть, но прежнего длинней.
И так пригоден для пиров
И встреч - любой из вечеров.



В гостях хорошо, но дома...ИНТЕРНЕТ!!!
 
Форум » Веселые денёчки » Праздничный форум » Рождественская (С Рождеством Христовым)
  • Страница 2 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:

КУЛАР © 2024 Сайт управляется системой uCoz
Мини-чат