Воскресенье   28.04.2024   16:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Личка()·Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: zhanna  
Форум » Кулар » Летопись комбината "Куларзолото" или - как оно все начиналось! » Летопись комбината "Куларзолото" (Как оно все начиналось. Люди - дороже золота.)
Летопись комбината "Куларзолото"
Жанна ШтейманДата: Понедельник, 18.05.2009, 04:31 | Сообщение # 46
Модератор
Сообщений: 4862
Статус: Offline
Трудно забыть и Роберта Файзуллина. Все, кто с ним встречался, всегда запоминают его глаза. Очень выразительный взгляд. В то время он был, очень энергичной и активной личностью. Умел организовать работу, знал всех своих подчиненных поименно. За это его уважали. Когда Роберт переехал в Усть-Куйгу в АГГК "Заполярная", для многих это стало трагедией. Роберт отличный геолог. Искал куларит и нашел. Впервые о куларите мы услышали в конце шестидесятых. Никто не мог понять, как он образовался и откуда взялся. Столько было догадок. Роберт, наверное, уже добывает его во всю.

Как хорошо, что к нам, пока, приходят северные сны, а в них - костры из топляка, и запах пиленой сосны.

И деревянный тротуар, уютный дом и тишина, и сталактитовый пожар, а сверху - белая луна.

Забытый богом уголок, отдельный непонятный мир, у дома - маленький балок, а в нем - капуста, сиг и чир.

И снег, небесно-голубой, что не темнеет до весны. Как хорошо, что к нам с тобой приходят северные сны


Жанна
 
НадеждаДата: Вторник, 19.05.2009, 01:26 | Сообщение # 47
Модератор
Сообщений: 2774
Статус: Offline


Минералогические находки Якутии и прилегающих территорий. Фото: © А.Евсеев, Б.З. Кантор (4).

1. Данбурит. Белая гора, м-ние (флюорита), мыс Нордвик, Ср. Сибирь (С). Образец: Мин. музей РГГРУ (№837).
2. Людвигит. Титовское м-ние, хр. Тас-Хаяхтах. ~ 20 см.
3. Агат. Мустах. ~25х25 см.
4. Гроссуляр. 5 см. Вилюй р., близ учтья р. Ахтаранда..Образец и фото: © Б.З.Кантор..
5. Алмаз. Мир, трубка .
6. Аурипигмент. Мен-Кюле р., прит. р. Томпо, Якутия. ~ 40 см. в длину.
7. 8. Кварц (горный хрусталь).Перекатное м-ние. Алдан, Якутия. Кристаллы до 15 см в длину.
9. Лампрофиллит (кристаллы до 6 см) в альбитите. Кондёр, Хабаровский край.


НАДЕЖДА
 
НадеждаДата: Вторник, 19.05.2009, 01:35 | Сообщение # 48
Модератор
Сообщений: 2774
Статус: Offline
Кулар

горный хребет на севере Якутской АССР. Водораздел рр. Яны и Омолой. Длина 380 км, высота 1289 м. Сложен сланцами и песчаниками, прорванными на С. гранитами. Глубоко расчленён речными долинами. Покрыт горно-тундровой растительностью; в долинах лиственничные тундролесья. Месторождения золота и оловянных руд.

посёлок городского типа в Усть-Янском районе Якутской АССР. Расположен в 90 км от побережья моря Лаптевых, в горах Улахан-Сис. Добыча золота.


НАДЕЖДА
 
Берестова СеверинаДата: Воскресенье, 24.05.2009, 23:25 | Сообщение # 49
Модератор
Сообщений: 1683
Статус: Offline
Милый,милый север, родной Кулар...Родина моя, скучаю.

В гостях хорошо, но дома...ИНТЕРНЕТ!!!
 
Малюкова Ирина ВячеславовнаДата: Понедельник, 25.05.2009, 21:21 | Сообщение # 50
Северянин
Сообщений: 3
Статус: Offline
Где-то спрашивали о свидетелях пожара на ДЭС.Я работала учителем физики в вечерней школе.Вдруг,во время урока,свет погас ,но очень светло.Все к окну и эта страшная картина...уже потом дошла до ума.Директором ДЭС был Поколодин.Пламя до 20м высотой.Таракановский был по дороге в Кулар.До его приезда всем кто просто стоял(и я в том числе) сказали бегать по домам и спустить воду из батарей.Мы может несколько близлежащих домов обошли,как поступил новый приказ нельзя сливать воду,т.к. невозможно потом завести столько воды...Кто-то на бульдозере отсек пламя от дизелей..Подробности уже не помню.но плакали женщины.на улице 45.До утра вода в ведрах промерзла,а через день дали на несколько часов свет.Бросили из геологоразведки провод. и так потихоньку все вошло в свою колею. Это было, наверное, в 72году.
А сны снятся о севере постоянно.Очень рада ,что удалось вновь войти на этот сайт,читаю материалы Жанны Штейман и проживаю молодость снова. СПАСИБО.


larisaslava
 
Жанна ШтейманДата: Вторник, 26.05.2009, 01:25 | Сообщение # 51
Модератор
Сообщений: 4862
Статус: Offline



Добро Пожаловать , Ирина и Северина!!
Вглядываюсь в ваши глаза и вижу добрый чистый свет , который отличает всех Куларцев! Какие же вы все дорогие и родные! Заходите почаще , пишите все что вспомните, о людях , о работе, о нашем ушедшем в прошлое, Северном Крае! Пусть наш Кулар возродиться и живет в наших воспоминаниях!


Жанна
 
Жанна ШтейманДата: Вторник, 26.05.2009, 20:37 | Сообщение # 52
Модератор
Сообщений: 4862
Статус: Offline
Текст
  • Жанна
  •  
    Кузьмин ВячеславДата: Воскресенье, 14.06.2009, 22:52 | Сообщение # 53
    Дед Кузьма
    Администратор
    Сообщений: 2842
    Статус: Offline
    Исчезнувшие города: Кулар
    Бывший рабочий посёлок в Усть-Янском улусе. Местоположение: за Северным полярным кругом, в горах Улахан-Сис, в 464 км к северо-западу от улусного центра п. Депутатского. По переписи 1989 года население составляло 4,9 тыс. чел. Возник в начале 1960-х гг. в связи с открытием и разработкой месторождений золота.

    Читать дальше...



    Будьте проще и улыбнитесь
     
    Любовь ВеретельниковаДата: Понедельник, 13.07.2009, 14:23 | Сообщение # 54
    Северянин
    Сообщений: 16
    Статус: Offline
    Я помню пожар на ДЭС. Я училась тогда в 4 классе. Зрелище было впечатляющее, без электричества и тепла сидели сутки, спали в шубах, холодно было очень, в ноябре это было.

    Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
     
    НадеждаДата: Вторник, 04.08.2009, 16:55 | Сообщение # 55
    Модератор
    Сообщений: 2774
    Статус: Offline
    Золотодобытчики Якутии перевыполнили плановое задание.


    Золотодобытчики Якутии перевыполнили плановое задание. Как сообщили ИА «Дейта.RU» в министерстве промышленности республики Саха (Якутия), первоначально перед золотодобывающими предприятиями стояло задание добыть 18 т драгоценного металла. После уточнения плана объемы увеличились до 18.5 т. К началу декабря уже добыто чуть более 19 т золота. И это еще не предел. По предварительным прогнозам, итоговый результат за 2003 г. составит 19.3 т.


    НАДЕЖДА
     
    НадеждаДата: Вторник, 04.08.2009, 17:00 | Сообщение # 56
    Модератор
    Сообщений: 2774
    Статус: Offline
    «Золото Якутии» : от производственного объединения до акционерного общества
    Золото и драгоценные камни – синонимы богатства и красоты. Но по настоящему прекрасными их делает искусство ювелира. Ювелирное искусство народа саха уходит своими корнями в далекое прошлое. Из поколения в поколение передавались талант и мастерство народных умельцев, национальный колорит.
    ОАО «Золото Якутии» вобрало в себя традиции якутских золодобытчиков и ювелиров.
    История компании берет начало в 1965 г., когда после ликвидации совнархозов для непосредственного руководства предприятиями и организациями золотодобывающей отрасли, расположенными на территории Якутской АССР приказом № 32 от 25 ноября 1965 г. Министерства цветной металлургии СССР было создано объединение «Якутзолото».
    Именно с деятельностью этого легендарного производственного объединения связан наивысший пик развития золотодобывающей промышленности республики.
    Первым начальником объединения «Якутзолото» был назначен Герой Социалистического труда М.Я.Спиридонов, главным инженером – Л.Л. Солдатов. В начале деятельности объединения существенную роль в золотодобыче играли старательские артели. Объем старательской добычи «Якутзолото» увеличивался, так в 1965 г. удельный вес от общего объема добычи составлял 20%, в 1971 г. он достиг уже 42 %. Одним из ярких руководителей старателей был В.И. Туманов.
    Несмотря на жесткую дисциплину и относительно высокую рентабельность старательских артелей политическое руководство страны в тот период решило, что золотодобывающую отрасль необходимо ставить на промышленную основу, расширить государственный способ добычи для создания мощной производственной базы, социальной инфраструктуры. Все это привело к смене руководства объединения, которое ставило именно на старательский способ добычи золота. В 1971 г. вьшло постановление Бюро Якутского ОК КПСС "О принятии мер по прекращению наращивания старательского способа и наведении порядка в работе всех старательских артелей". В итоге уже к 1972-1973 г удельный вес старательской добычи снизился до 23-25% от общего объема, в том числе и за счет увеличения государственного способа золотодобычи.
    29 декабря 1971 года был подписан приказ министра цветной металлургии о назначении Т.Г. Десяткина, крупного организатора производства, руководителем «Якутзолото». Обладая огромным организаторским талантом, Т.Г. Десяткин, совместно со специалистами объединения, вывел из застоя золотую промышленность республики, дал отрасли динамичное развитие на долгие годы.
    Началось коренное техническое перевооружение основного и вспомогательного производства, создание строительной и ремонтной базы.
    Для развития требовались проектные организации. В 1972 г. был организован филиал проектно-изыскательского института «Якутнипроалмаз». Затем в 1980 г. филиал был преобразован в Якутский проектно-изыскательский институт «Якутзолотопроект». Директором филиала был назначен Г. А. Паулин, главным инженером В. А. Кузаков.
    В золотодобывающих предприятиях началось внедрение подземной самоходной техники, буровых кареток и погрузочно-доставочных машин, механизация трудоемких процессов. Так широкое применение в горно-обогатительных комбинатах «Алданзолото» и «Индигирзолото» получила комплексная автотранспортная схема добычи руды и песков.
    Большой толчок в развитии предприятия и отрасли, в целом, дал приезд в марте 1974 г. Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина в ЯАССР. При поддержке руководства республики и взятых обязательств коллективом «Якутзолото», по распоряжению А.Н. Косыгина в том году поступили 100 бульдозеров фирмы «Катерпиллер», которые были 10 раз производительнее отечественных. Помимо этого было выделено оборудование технического центра для ремонта импортной техники, оборудование радиорелейной линии Тикси - Депутатский, значительно увеличены ассигнования на строительство производственных баз, объектов жилья и соцкультбыта. Впервые внедрены шагающие экскаваторы-драглайны, что снизило себестоимость переработки горной массы 1,7 раз. Новая техника привела к тройному увеличению объемов вскрыши породы и промывки открытых песков. Если в 1973 году золота было добыто 31,9 тонн, то в 1975 уже 36,5 тонн. Таких темпов прироста объемов горных работ и добычи драгоценного металла золотая промышленность республики не знала за всю историю. В 1975-76 гг. были введены новые драги на Алдане и Джугджуре.
    В 1974 году в честь 50-летия золотой промышленности в Якутии и за высокие результаты труда коллектив объединения был награжден орденом Трудового Красного знамени. За перевыполнение правительственного задания, по итогам пятилетки более трехсот работников объединения были отмечены наградами. 10 марта 1976 г. Звания Героя Социалистического Труда были удостоены руководитель «Якутзолото» Т.Г.Десяткин, и бригадир машинистов экскаватора комбината «Алданзолото» П.А. Новгородцев.
    15 декабря 1976 г. объединение «Якутзолото» было переименовано в производственное объединение «Якутзолото» приказом № 600 Министерства цветной металлургии СССР.
    В 70-80-е годы золотодобывающая отрасль республики достигла высокого развития как в техническом, так и экономическом плане.
    В период расцвета в состав ПО «Якутзолото» входили пять горно-обогатительных комбинатов: «Алданзолото», «Куларзолото», Индигирзолото», «Джугджурзолото», «Депутатский»; строительные, дорожно-транспортные управления, объединенная дирекция строящихся предприятий, проектно-изыскательский институт «Якутзолотопроект», снабженческие, монтажные и другие подразделения.
    По объему добычи золота Якутия обеспечивала 11-12% общесоюзной добычи и занимала 3 место в Советском Союзе, уступая лишь Узбекистану и Магаданской области. В отрасли на основном производстве работало около 35 тысяч человек, и она была градообразующей в ряде районов Восточной и Южной Якутии. С наращиванием горного производства был неразрывно связан значительный социально-экономический рост этих районов.
    По мере развития золотодобычи в республике россыпная сырьевая база ухудшалась, и будущее было за рудной добычей золота. В связи с этим велась работа по расширению геолого-разведочных работ и совершенствованию технологий т внедрения новой техники в золотодобыче.
    В 1981 г. были сданы в эксплуатацию ремонтно-механические мастерские на комбинатах «Куларзолото» и «Джугджурзолото», расширены ремонтно-механические базы других предприятий. Развивался и модернизировался дранажный флот. В 80-х годах 90% флота объединения «Якутзолото» было переведено на технологию добычи золота на отсадочных машинах, что повысило извлечение металла на 15%, а общая годовая добыча доходила до 7 тонн.
    В 70-80-е гг. производственным объединением «Якутзолото» под руководством Т.Г. Десяткина были построены и внедрены крупные производственные мощности:
    Сарылахский горно-обогатительный комплекс на базе Сарылахского золото-сурьмяного месторождения – единственное сурьмяное предприятие в России;
    Реконструирована Нижнее-Куранхская ЗИФ с увеличением производственной переработки до 3 млн. тонн руды с внедрением современных технологий сорбционно-бесфильтрационного выщелащивания руд;
    Депутатский оловорудный горно-обогатительный комбинат с производительностью до 5 тыс. тонн олова;
    Рудник Нежданинский – пионерное предприятие по освоению перспективного Нежданинского золоторудного месторождения.
    В г. Якутске были построены крупные объекты: офис производственного объединения «Якутзолото», спортивный комплекс «Самородок», поликлиники в 202 микрорайоне, гостиница «Горняк» (сейчас Резиденция президента Республики Саха (Якутия)).
    28 сентября 1988 г. приказом Главалмаззолото СССР № 50 в непосредственное подчинение объединению «Якутзолото» был передан Якутский ювелирный завод, созданный в 1975 г. и подчинявшийся министерству приборостроения и управления АСУ СССР. Именно с ювелирным производством будет связано дальнейшее развитие предприятия.
    На рубеже 80-90-х годов наступили тяжелые годы для золотодобывающей отрасли не только республики, но всей страны, когда провозглашенная перестройка государственной системы привела к развалу самого государства СССР. С распадом СССР отношение в России к золотодобыче резко ухудшилось: было признано нерентабельным его добыча в суровых климатических условиях. В результате только за три года 1991-94 годы произошло снижение уровня добычи золота на 30%.
    Якутская-Саха ССР в сентябре 1990 г. приняла Декларацию о Государственном суверенитете. Руководство Республики Саха (Якутия) в лице Председателя Верховного Совета М.Е. Николаева предложило руководству ПО «Якутзолото» выйти из состава Союзного «Главалмаззолото» и перейти под крыло республики, для создания экономической основы провозглашенного суверенитета.
    В целях создания благоприятных условий для социального развития трудовых коллективов и народов республики, сохранения в едином комплексе производственного и научно-технического потенциала отрасли 31 июля 1991 Указом Президиума Верховного Совета Якутской - Саха ССР Производственное объединение «Якутзолото» преобразовано в акционированный золотодобывающий концерн «Золото Якутии». Генеральным директором был назначен Герой Социалистического Труда Т.Г. Десяткин.
    Основная цель данного Указа – перевести золотодобывающие предприятия в ведение республики была выполнена, но сохранить все в едином комплексе не удалось. Самым ощутимым ударом по единству объединения стало отделение от концерна комбината «Алданзолото» в 1991 году самого богатого, модернизированного предприятия с благоприятной инфраструктурой.
    В течение 1992 г. ходе реализации государственной программы приватизации из состава концерна были выделены в самостоятельные компании: «Индигирзолото», «Депутатсколово», «Джугджурзолото», «Куларзолото». Почти все эти компании, кроме «Депутатсколово» уже прекратили свое существование.
    Концерн «Золото Якутии» смог пережить экономический и производственный кризис, приспособиться к современным реалиям.
    20 ноября 1992 года концерн согласно Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) «Об акционировании предприятий и организаций концерна «Золото Якутии» был преобразован в акционерную компанию «Золото Якутии» (АОЗТ). В начале деятельности руководство АК «Золото Якутии» во главе с Т.Г. Десяткиным оценило перспективы развития добычи золота в складывающихся условиях и приняло решение переориентации основного вида деятельности с золотодобычи на производство и реализацию ювелирных изделий.
    14 сентября 1995 г. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 264 АК «Золото Якутии» была определена головным предприятием по развитию ювелирного производства, в том числе по организации данного производства в улусах.
    9 сентября 1996 г. по решению общего собрания акционеров АОЗТ АК «Золото Якутии» была преобразована в ОАО Акционерная производственно-ювелирная компания «Золото Якутии».
    Генеральный директор Т.Г. Десяткин приложил огромные усилия для того, чтобы предприятие действительно стало флагманом ювелирного производства не только в республике, но всего Северо-Востока страны. Изделия «Золото Якутии» украшают Сокровищницу Республики Саха (Якутия) в Якутске, экспозицию Алмазного двора АК АЛРОСА в Москве.
    ОАО АПЮК «Золото Якутии» построило и организовало с учетом новейших технологий гранильное и ювелирное производство в Нюрбе и Хандыге.
    За период с 1993 по 2006 г. объемы ювелирного производства увеличились с 3 млн. руб. до 300 млн. руб. Выработка на одного работающего составила 1 млн. 800 тыс. руб. в год.
    Для более динамичного развития ювелирного производства, для внедрения новых технологий и обновления оборудования была необходима мощная финансовая поддержка. В такой ситуации руководство АПЮК обратилось с предложением о сотрудничестве к своему давнему акционеру - ОАО ИФ «СахаИнвест».
    Выбор был обусловлен тем, что ОАО ИФ «СахаИнвест» - якутская компания, которая прошла путь от чекового инвестиционного фонда до инвестиционной фирмы, успешно занимающейся различными направлениями бизнеса: от золотодобычи до высоких технологий.
    ИФ «СахаИнвест» был создан Указом Первого Президента Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаевым 28 сентября 1992 г. На протяжении 15 лет бессменным руководителем предприятия был и остается Александр Афанасьевич Федоров. Деятельность ОАО ИФ «СахаИнвест» прямым образом способствовала созданию, становлению и развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг Республики Саха (Якутия). При содействии и непосредственном участии «СахаИнвеста» в республике были созданы депозитарная система, республиканский специализированный регистратор «Якутский Фондовый Центр». Кроме того, при непосредственном участии ОАО ИФ «СахаИнвест» были успешно реализованы такие проекты, как кабельное телевидение, интернет-технологии, реконструирован крупнейший в столице республики торгово-вещевой рынок «Манньыаттаах», а также реализованы множество других проектов.
    Поэтому фирма, окрепнув с финансовой точки зрения и, главное, заработав репутацию солидного кредитоспособного партнера, начала инвестировать свои и привлеченные средства в разработку полезных ископаемых. В 2005 году "СахаИнвест" начал осваивать новое для себя и перспективное для республики дело – горнодобывающее производство, приобретя в Читинской области золотодобывающее предприятие ООО «Амазаркан», владеющее лицензией на право недропользования на одноименном месторождении.
    В декабре 2007 году на общих собраниях двух компаний акционерами ОАО АПЮК «Золото Якутии» и ОАО ИФ «СахаИнвест» было принято решение о реорганизации структур, связанное с созданием крупнейшей многоотраслевой производственной структуры, которая будет заниматься и добычей золота, и огранкой алмазов, и ювелирным производством.
    В мае 2008 г. на Общем собрании акционеры приняли решение назвать созданный холдинг ОАО «Золото Якутии», в котором объединились славная история обеих компаний.
    С завершением процесса объединения начинается новый этап в развитии акционерной компании «Золото Якутии».



    НАДЕЖДА
     
    НадеждаДата: Вторник, 04.08.2009, 17:04 | Сообщение # 57
    Модератор
    Сообщений: 2774
    Статус: Offline
    ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

    РАСПОРЯЖЕНИЕ
    от 11 ноября 1994 г. N 1202-р

    ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ НАЛОГОВ СТАРАТЕЛЬСКИХ АРТЕЛЕЙ
    "ЮЖНАЯ" И "ЗАПОЛЯРЬЕ"

    Для поддержания и сохранения добычи золота в Заполярье в 1995
    году, а также стимулирования дальнейшего развития коллективов
    старательских артелей "Южная" и "Заполярье" и во исполнение
    постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.12.1993
    N 512 "О мерах по поддержке АО "Куларзолото" и развитию его рудной
    золотодобычи":
    1. Пункт 5 указанного постановления распространить на
    старательские артели, работавшие с АО "Куларзолото" на договорных
    условиях.
    2. Освободить старательские артели "Южная" и "Заполярье" от
    пени за несвоевременную уплату налогов и отчислений за 1993 и 1994
    годы.

    Заместитель
    Председателя Правительства,
    министр финансов
    Республики Саха (Якутия)
    В.ПТИЦЫН



    НАДЕЖДА
     
    НадеждаДата: Вторник, 04.08.2009, 17:06 | Сообщение # 58
    Модератор
    Сообщений: 2774
    Статус: Offline
    КУЛАР - бывший рабочий посёлок в Усть-Янском улусе. Местоположение: за Северным полярным кругом, в горах Улахан-Сис, в 464 км к северо-западу от улусного центра поселка Депутатского. Возник в начале 1960-х годов в связи с открытием и разработкой месторождений золота. Отнесён к категории рабочих посёлков в 1965 году. Выполнял преимущественно функции горнодобывающего центра. Население было занято в основных и вспомогательных производствах по добыче золота. В посёлке были построены шахта, ремонтно-механические мастерские, автопредприятие. В 1990-х годах в ходе реструктуризации золотодобывающей промышленности Якутии поселок Кулар был закрыт.

    В нижней части эмблемы поселка Кулар изображено на голубом поле три горы зеленого цвета, средняя из которых с серебряной заснеженной вершиной. На фоне гор справа - серебряный силуэт бульдозера, слева - серебряный же силуэт золодобывающей машины (описание от щитодержателя).

    Проект герба поселка Кулар, 1990-е годы



    НАДЕЖДА
     
    НадеждаДата: Среда, 05.08.2009, 05:14 | Сообщение # 59
    Модератор
    Сообщений: 2774
    Статус: Offline
    Огромная страна, занимающая 1/40 часть земной суши, где проживает всего 1/6000 населения планеты.
    Попадание в Якутию.
    Попасть в Якутию можно разными путями: по земле, по железной дороге, по воде либо по воздуху. Автодороги, в свою очередь, подразделяются на круглогодичные и сезонные, известные также как зимники. Рассмотрим последовательно все способы.
    Автодороги круглогодичные.

    * Основной круглогодичной трассой сюда является так называемая Амуро–Якутская автомагистраль (АЯМ), М56, ведущая из Амурской области, с трассы Москва–Владивосток, прямо в столицу республики Саха: Большой Hевер – Тында – Hерюнгри – Алдан – Томмот – Нижний Бестях. Общая протяженность трассы – 1134 км (и 14 км на пароме). Из известных миру автостопщиков впервые таким путем попали в Якутию Антон Кротов и Андрей Винокуров в 1996 году. Описание М56 – в отдельной статье.

    * К условно круглогодичной отнесем Колымский тракт, трассу Магадан – Хандыга – Якутск, проходимую при отсутствии сильных дождей джипами и грузовиками до поселка Хандыга, откуда уже до Якутска надо все–таки добираться на судне по рекам Алдан и Лена. Зимой Колымский тракт проходим на всем протяжении.

    * Ленск – Мирный – Удачный. Трасса, оторванная от дорог большого мира. Связывает порт Ленск с алмазодобывающими городами: Мирный, Удачный.

    * Усть-Куйга – Депутатский 224 км – связывает порт на р.Яне с райцентром (в Депутатском до перестройки находилось крупнейшее в СССР месторождение олова, после развала союза добыча прекратилась, население стало разъезжаться и от 17000 осталось 3500).

    * Дороги Верхоянского улуса. Из райцентра Верхоянья ведут дороги в некоторые посёлки улуса Эге-Хая (бывший лагерь и шахты по добыче касетерита), Верхоянск, Бетинкёс, условно круглогодичной можно назвать дорогу на Эльгецк (Хайыысардах): дорога закрывается весной во время оттайки и до просушки.

    Зимники, ведущие в Якутию.

    * Hаиболее популярный зимний путь ведет из города Усть–Кут Иркутской области в г. Мирный (Якутия). Им впервые воспользовались московские автостопщики Костя Савва и Полина Кулешова в 2002 году. Дорога с достаточно оживленным для зимника движением, идут как легковушки–частники, так и грузовики. Зимник работает до начала апреля. Будьте осторожнее: можно застрять в дороге на растаявшем зимнике. Усть-Кут (голосовать следует на выезде из города у ж/д моста через Лену) – Казарки (поворот на деревню, поток лесовозов на Верхнемарково) – Верхнемарково (152 км от Усть–Кута, конец круглогодичной дороги, при въезде на зимник имеется пикет) – Яракта (еще 90 км, нефтяные скважины, пикет и столовая) – Уржун (пикет корпорации "Алроса") – Бур (поселок в 9 км от зимника на реке Hепа, летом 1 раз в месяц летает вертолет на Материк, на моторных лодках ездят в пос. Hепа) – пикет Гаженка – Hепа (автозаправка) – пикет Кресты – Тас-Юрях – Мирный.

    * Вторая дорога начинается также в Усть–Куте, и идет вдоль берега реки Лены через город Ленск на Мирный.

    * Еще один путь ведет от ж/д станции Таксимо на БАМе через Бодайбо также на Мирный.

    * Говорят, есть зимник из Усть-Мая на Аян и Охотск.

    По железной дороге въехать в Якутию возможно одним способом: из Тынды, лежащей на Байкало-Амурской магистрали, на север, в сторону города Hерюнгри. В перспективе планируется довести ж/д до Hижнего Бестяха (поселок напротив от столицы через реку), либо даже построить совмещенный автомобильный и ж/д мост (в настоящий момент во всей республике нет ни одного моста через самую большую ее реку), и протянуть колею до самого Якутска. Hа данное время пассажирское движение имеется до Томмота, имеется даже прицепной вагон Москва–Томмот и Хабаровск–Томмот! Пока, правда, только купейные. Грузовое движение до Верх. Амги. Основной точкой перевалки грузов с ж/д на трассу является Беркакит.
    Можно попасть в Якутию и водным путём – из порта Осетрово (город Усть–Кут, ж/д ст. Лена) на Ленск и Якутск ходят пассажирские и грузовые суда. Вообще, – река Лена судоходна и значительно выше (от Качуга), однако возможность гидростопа из, скажем, Жигалово в вышеозначенный Усть–Кут достаточно случайна, это имеет сугубо спортивный интерес. Также, из спортивного интереса стоит упомянуть возможность гидростопа из Бодайбо (Иркутская обл.) по Витиму и Лене на Якутск. См. ниже про речное сообщение.
    Еще один речной, достаточно сложный вариант, связан с прохождением реки Колымы от города Сеймчан, расположенного в 123 км от Колымского тракта. Проблемы в этом случае две: до Сеймчана суда с севера доходят только по большой воде весной, поэтому количество их невелико; достаточно сложен уже сам процесс попадания на Колымскую трассу в этот временной период.
    По морю в Якутию попасть крайне трудно. О жизни на СМП читайте отдельную статью. С Зырянки на Певек ходят углевозы.
    Залетание по воздуху за деньги возможно во многие большие города Якутии. Например, из Москвы есть самолёты в Якутск, Мирный, Удачный и др. Пересев после сего на вертолеты, можно достичь и самых отдаленных поселков. Авиастоп возможен, вероятнее всего, при покидании отдаленных уголков Якутии, и при перемещении в ее пределах, нежели при достижении этой республики. Последнее возможно, впрочем, если вы стартуете с Чукотки, случается самолеты дозаправляются в каком либо аэропорту, но это совершенно непредсказуемо. (Например, самолет из Билибино собирались дозаправлять в Чокурдахе).
    Авиабилет Москва – Якутск в 2005 году стоил от 11600 руб. Иногда попадаются рекламные акции “Аэрофлота”, порядка 9000 руб в оба конца, но это обычно осенью, в самоё нелётное время.
    Постановлением Верховного Совета Республики Саха (Якутия) N 1059-XII от 26 июня 1992 года был установлен особый режим въезда, регистрации и пребывания в 11 приграничных районах: Анабарском (п. Саскылах), Аллаиховском (пгт Чокурдах), Алданском, Булунском (пгт Тикси), Мирнинском, Hерюнгринском, Hижнеколымском (пгт Черский), Оймяконском (пгт Усть–Hера), Томпонском (пгт Хандыга), Усть–Майском и Усть–Янском (пгт Депутатский). Впоследствии это постановление отменили, однако, до сих пор, при въезде на территорию республики по официальной трассе М56 милиция проверяет у всех въезжающих документы, и для не–граждан Якутии требует приглашение от местных жителей, заверенное в ОВИРе, дающее, мол, право въезда на территорию. Требования эти незаконны и могут решаться следующими путями: вы даете работнику милиции взятку, и он вас пропускает; вы уговариваете милиционера пропустить вас так; вы заблаговременно выходите из машины и обходите пост по лесу. Hа зимниках и магаданской трассе подобных прецедентов не происходит.
    По конституции РФ пятикилометровая зона побережья является погранзоной. Вследствии этого необходимо знать, что все районы Якутии, прилегающие к берегам Северного Ледовитого океана (“арктические улусы”), являются пограничной зоной. Въезд в погранзону Якутии ограничен (это уже вполне законно), причем регламентирован он гораздо более жестко, нежели в аналогичных погранзонах Таймыра, Камчатки или Курильских островов. Пропуском в зону является разрешение, которое может для вас оформить ОВИР г. Якутска либо непосредственно районная администрация того населенного пункта, куда вы направляетесь. Это верно для граждан России и СHГ, для иностранцев же бумаги оформляет Министерство внешних связей республики Саха. Основанием для разрешения является приглашение от местных жителей, заверенное в ОВИРе, либо документ, свидетельствующий о проведении вами великой экспедиции, направленной на пропаганду туризма, и поднятию популярности и авторитета республики Саха в Российской Федерации и в мире в целом. Hа разрешительном документе, кроме подписи начальника ОВИРа (главы районной администрации) должны стоять еще визы пограничников и ФСБ.
    Проникновение в зону возможно и в обход пограничников на нерейсовом транспорте. В ситуации проникновения без разрешения, можно зайти на погранзаставу и уведомить о своем появлении. Но если этого не сделать, проблем будет не очень много: выпишут предупреждение, в худшем случае заставят заплатить штраф 500 рублей. Стоит заметить, что пограничники в Арктике привыкли к путешественникам и поэтому относятся с пониманием к отсутствию разрешения на въезд.
    Чтобы даже у скептиков, таки желающих зарегистрироваться по месту временного проживания, навсегда пропала охота этим заниматься, и для полного понимания абсурдности этого правила, подаренного нам советским режимом, привожу все необходимые требования ОВИР г. Якутска:
    1) заявление и паспорт квартиросъемщика или домовладельца;
    2) документы на квартиру (ордер, типовой договор) или документов на дом (домовая книга);
    3) проверка на СПИД – ул. Очиченко, 4/1;
    4) в любой поликлинике пройти флюорограмму;
    5) получить страховой медицинский полис в страховой компании "САПИ–Полис" по пр. Ленина, 11;
    6) зарегистрироваться в отделе миграции республики Саха, ул. Кирова, 13. Прием граждан с 9 до 12 часов в рабочие дни, кроме четверга.
    Ко всему этому еще понадобится уплатить за регистрацию некоторую сумму денег. В связи с участившимися террактами в центральной и южной России, стали спрашивать регистрацию, особенно при длительном нахождении.
    Регистрацию, как ни странно, проверяют (изредка) даже на въездах-выездах из посёлков на зимниках! Так, Полина рассказала, что они с Костей видели блокпост на въезде в Черский! Также на выезде из пос. Белая Гора с них хотели регистрацию! Мудрецы благополучно отделались от приставаний.
    Внутренние пути сообщения.
    Автодороги. Из больших круглогодичных дорог существуют АЯМ (Большой Hевер – Якутск), Колыма (Магадан – Якутск, но только до Хандыги) и Ленск – Удачный. Последняя трасса (776 км) примечательна тем, что она находится в оторванном от материка положении, ибо продолжается и на север, и на юг, и на восток только зимниками. Hачинаясь в Ленске, она проходит через богатейшие алмазоносные районы Якутии, один из самых крупных городов республики Мирный, через плотину Вилюйской ГЭС (пос. Чернышевский), и заканчивается в городе Удачный.
    Зимники составляют большую часть дорог Якутии, и в холодное время года именно по ним осуществляется завозка грузов из Якутска в самые глухие уголки. Автостопщику можно добраться из Якутска в любой якутский райцентр, а из райцентров – и по мелким посёлкам. В Якутске можно приобрести атлас зимников.
    Самые первые зимники открываются, как правило, в декабре месяце, и связывают райцентры с мелкими посёлками по району. Затем, уже после Нового года, открываются и большие зимники, по которым машина довольно быстро может достичь любого райцентра Якутии. Так, из Якутска до Черского можно проехать на машине всего за 8-10 дней. Многие зимники регулярно чистятся, некоторые доступны не только грузовикам, но и УАЗикам. Самое лучшее время для движения по зимникам – март и первая половина апреля. В конце апреля зимники начинают таять, причём первой тает ледовая переправа из Якутска в Ниж.Бестях, а за ней – переправа в районе Хатанги. Зимники в северной части Якутии держатся до мая, причём некоторые дороги по северным районам бывают проходимы до конца мая и даже в начале июня. Затем всё окончательно тает и движение машин по необъятной территории прекращается до декабря.
    Перечислим основные внутренние зимники.

    * Якутск – Вилюйск – Hюрба – Мирный – соединяет две главные круглогодичные якутские трассы. Hа значительном протяжении дорога проходима и летом.

    * Удачный – Оленёк – Жилинда – Эбелях – Саскылах – Юранг-Хая. Связывает центральную Якутию с северной. Очень хороший зимник, машин больше одной в день, может пройти УАЗик. Из Юрюнг-Хая на Тикси и на Хатангу зимников нет. На Таймылыр возможна машина в месяц. Из Саскылаха, говорят, бывают машины до Попигая, откуда уже в Хатангу есть зимник.

    * Колымский тракт (29 км от Теплого Ключа в сторону Магадана) – Тополиное (192–й км, конец круглогодичной дороги) – Лазо – Батагай – Усть-Куйга – Северный – Нижнеянск. Имеется в Северном ответвление на Кулар – Хайыр – Тикси. По основному зимнику может пройти УАЗик, движение машин больше одной в день.

    * Зимник по Лене существует не каждый год.

    * По Индигирке: Усть-Нера–Хонуу–Белая гора–Чокурдах. Зимник плохого качества. Открывается поздно, работает только в марте и апреле.

    * Колымский тракт (пос. Усть–Hера) – Сасыр – Зырянка – Среднеколымск – Андрюшкино – Черский – Певек. Связывает Якутск и Магадан с Чукоткой. По Колыме отличный зимник. А вот участок Сасыр–Зырянка нехорош. Из Якутска до Черского машина идёт 8-10 дней.

    Все зимники, даже хорошие, начисто лишены межрайонного автобусного рейсового сообщения. Удивительно, но есть таксующие на трассе машины, которые везут всех желающих по зимнику за большие деньги! Так, из Казачьего в Депутатский (400 км, день езды) проезд стоит 1200 руб., а из Батагая в Хайысардах водитель, перевозивший кучу людей в кузове, собирал с них по 150 руб (40 км)!
    Речное сообщение.
    Пассажирское сообщение существует по рр. Лена (Осетрово, г. Усть–Кут – Якутск – Тикси) и Алдан (Якутск – Хатанга – Усть–Мая). География грузовых сообщений гораздо шире. По рекам завозят летом всё, что везут по автозимнимкам зимой. Причём интересно, что как машинный, так и речной завоз происходит из Якутска (грузы по Лене «выталкиваются» в море и «вталкиваются» в другие, более мелкие реки!).
    Рассмотрим движение по всем рекам по порядку.
    Река Лена и моря Северного Ледовитого океана. Основная водная магистраль Якутии, проходящая через всю республику. Судоходна от Качуга. Регулярное водное сообщение осуществляется Верхнеленским речным пароходством (между портами Осетрово, Ленском и Якутском) и Ленским объединенным речным пароходством (ЛОРП). Суда ЛОРП класса река–море идут от Якутска вниз по течению, до Быковского; затем выходят в море Лаптевых, далее на восток – в Hижнеянск (устье реки Яны, проходят Быковский не раньше 1 августа), по Восточно–Сибирскому морю – в Чокурдах (р. Индигирка, минуют Быковский не раньше 15 августа) и Петушки (86 км вверх от устья по р. Колыма, проходят Быковский не раньше 20 августа); к востоку от устья Лены достигают Усть–Оленька (р. Оленек) и пос. Юрюнг–Хая (р. Анабар).
    Впервые в истории отечественной науки гидростопом прошли реку Лену от Якутска до Тикси украинские путешественники Андрей Сапунов и Александр Дмитриевский в 2002 году.
    Большинство судов тяготеет к внутриякутским перевозкам, но есть и исключения. Из Быковского и Тикси иногда ходят баржи на территорию Долгано–Ненецкого автономного округа, в пос. Хатанга (р. Хатанга) – этот район снабжается через Якутск! Из Зырянки и Черского ходят углевозы на Певек (Чукотка).
    Навигация на Лене выше Якутска длится с июня по октябрь, ниже Якутска и на морях Северного Ледовитого океана – с июля по начало октября.
    Река Алдан, правый приток Лены. Судоходна от Томмота, реальное движение судов от Усть–Маи через Хандыгу до устья.
    Река Вилюй, левый приток Лены. Судоходна на 1317 км от устья, при попусках из водохранилища – до Чернышевского.
    Река Витим, правый приток Лены. Регулярное судоходство – от Бодайбо до устья (300 км, суда Верхнеленского пароходства), от села Романовка (1475 км) возможно сообщение на карбасах.
    Река Яна. Движение судов от Hижнеянска до Усть–Куйги (ок. 395 км), по большой воде – до Батагая (ок. 780 км). В июне и сентябре.
    Река Индигирка. Судоходство осуществляется от Чокурдаха до Белой Горы (750 км от устья), по большой воде до Хонуу (еще 400 км). До середины июля.
    Река Колыма. Движение судов от Петушков и Черского (низовья реки) до Зырянки (ок. 1000 км), по большой воде до Сеймчана (ок. 1400 км). Навигация практически полная.
    Река Оленек. Движение осуществляется только судами ЛОРП от Усть–Оленька до Таймылыра иногда по большой воде, своего флота нет.
    Река Анабар. Судоходство только до пос. Юрюнг–Хая, осуществляемое судами ЛОРП. Своего флота нет.
    Авиация как средство внутреннего сообщения в Якутии весьма распространена. Из Якутска можно попасть на самолете в большинство крупных городов и поселков республики, во все райцентры летают самолёты от раза в неделю до раза в день (компания “Сахаавиа”). Стоимость билета из Якутска, например в Черский составляет 8000 рублей, в Белую Гору – около 5000. Схожие цены и на все остальные рейсы.
    А вот сообщение райцентров с удаленными населенными пунктами зачастую полностью парализовано. Люди живут зачастую, годами не выезжая из тайги, а республиканские власти не спешат дотировать убыточные перевозки. В мелкие посёлки летают, только если кто-то заболел, так называемые “санрейсы”.
    Улететь на Большую землю с Якутии проще, чем в противоположном направлении. Из Тикси летают коммерсанты в Москву, Питер, Петрозаводск; военные – в Рязань, Хабаровск, Якутск, Владивосток. С Черского летают военные и погранцы в Воркуту, Йошкар-Олу и др. города Большой земли.
    Многие посёлки Якутии, обозначенные на картах, сейчас сделались нежилыми. Так что будьте внимательны при выборе маршрута путешествия.
    На оленях с транспортными целями якуты не ездят уже давно.
    Особые свойства.
    Якутия – одна из самых дорогих стран мира. Хлеб, картошка и прочая еда стоят в южной и центральной Якутии в 1.5-2 раза дороже, чем на Большой земле, на севере разница может быть и четырехкратной.
    В больших посёлках, в райцентрах большинство людей – русские. В мелких поселках основной народ – якуты, на севере еще эвены и эвенки, все они говорят по-якутски, но по-русски тоже понимают и говорят.
    По административному делению республика Саха подразделяется на улусы (районы) и наслеги (сельсоветы).
    Реки – чистые, вода в них питьевая. Можно пить даже из р. Лены. Ягоды, грибы и рыба встречаются летом в изобилии.
    Во многих посёлках существуют пустые квартиры – люди уезжают на Большую землю. Вписки – без проблем, вам легко найдут ключи от целой пустующей квартиры.
    Интернет есть в каждом райцентре на почте, стоит 30 руб./час, но качество связи не всегда хорошее.
    Зимой Якутия – самая холодная страна мира. Уже в конце октября может приморозить до -30...-40 гр.С. В Оймяконском и Верхоянском районах не редкость -58...-62 и ниже. Однако, в июле в тех же районах бывает +30 в тени.
    Все острова, принадлежащие Якутии, нежилые. Постоянных населённых пунктов на них нет. Есть некоторые полярные станции.
    © Дмитриевский Александр, 2002.
    и другие


    НАДЕЖДА
     
    УЧАЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧДата: Вторник, 06.10.2009, 22:11 | Сообщение # 60
    Главный Админ
    Администратор
    Сообщений: 226
    Статус: Offline
    Катастрофа Ми-8Т Тиксинской ОАЭ в районе Кулара

    Дата: 21 сентября 1992 г.
    Время: 09:21
    Страна: Россия
    Место происшествия: Якутия, близ Кулара
    Тип ВС: Ми-8Т
    Регистрация ВС: CCCP-22651
    Авиакомпания: Тиксинская ОАЭ




    Экипаж вертолета выполнял заказной рейс по заявке артели «Южная» по маршругу: аэропорт Тикси– п. Северный – пл. Суордах – Северный – пл. Солуур – Северный. Взлет с пл. Солуур был произведен в 8 часов 57 минут, на борту находилось 7 рабочих артели, следовавших в и. Северный. По докладу экипажа полет должен был проходить на истинной высоте 300 м над пролетаемой местностью. На этапе снижения, в распадке ручья «Альфа», впадающего в р. Яна днем в ПМУ, в 9 час 21 минуту московского времени вертолет столкнулся с тремя проводами ЛЭП–110 на высоте 39,5 м от земной поверхности.
    В 9 часов московского времени экипаж произвел взлет с площадки Солуур, о чем сообщил диспетчеру. Анализ показывает, что полет но маршруту Солуур – Северный удобнее выполнять через аэропорт Кулар, чему способствует наличие приводной радиостанции, пониженный рельеф местности по сравнению с полетом напрямую, хорошие визуальные ориентиры в районе аэропорта, возможность посадки с целью дозаправки вертолета. Вероятно, поэтому экипаж уклонился от линии заданного пути в сторону аэропорта Кулар, о чем КВС диспетчеру службы УВД не доложил, а диспетчер это отклонение по локатору обнаружить не имел возможности. Можно предположить, что после взлета экипаж занял 300 м истинной высоты относительно пл. Солуур и полученное значение барометрической высоты на высотомерах ВД 10, установленных по давлению 760 мм. рт. ст. выдерживал по всему маршруту, не принимая во внимание повышение рельефа местности в направлении полета. В результате вертолет при пролете аэропорта Кулар оказался на высоте 25–50 м по отношению к порогу ВПП в точке, расположенной между торцом ВПП и ОПРС и находящейся на левом склоне ручья Альфа у его истока. Начинающийся значительный уклон в сторону реки и возможность беспрепятственного снижения по ручью располагали к полету по распадку со снижением для кратчайшего выхода на Северный.
    При выполнении контрольных полетов данное обстоятельство подтвердилось. Экипаж, нарушая требования п.п. 5.8.15, 5.7.1 и 7.5.3 НПП ГА–85, снизился по долине ручья. На удалении 5 км от КТА Кулар ручей пересекает ЛЭП–110, провода которой расположены в горизонтальной плоскости на высоте 39,55 метров от дна распадка. Три провода ЛЭП диаметром по 12 мм подвешены на анкерные опоры, расстояние между которыми составляет 448 м. С правой стороны по направлению полета – крутой склон, покрытый редким лиственным лесом, на высоте 129 м относительно уровня моря установлена правая опора, левый склон пологий, на высоте 84 м установлена левая опора. Провода сливаются с общим фоном земной поверхности и не видны до момента пролета над ними. При проведении экспериментальных полетов в процессе работы комиссии на месте АП удавалось обнаружить провода с расстояния не далее 30 м. Снижаясь вниз по долине ручья на высоте полета, ниже безопасной, экипаж, очевидно, не наблюдая проводов ЛЭП, в 9 часов 21 минуту столкнулся с ними, находясь на уровне линии проводов. Столкновение с ЛЭП происходит рулевым и несущим винтом в секторе, расположенном сзади оси НВ. В результате вертолет разрушился, ударившись в перевернутом положении о землю на расстоянии 208 м от ЛЭП и в дальнейшем, переместившись еще на 22 метра, практически сгорел. Экипаж и пассажиры погибли.

    На борту 10 Погибло 10

    КВС Павлов Игорь Борисович
    второй пилот Голован Константин Евгеньевич
    бортмеханик Килун Иван Филиппович


    АЛЕКСАНДР. С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ...
     
    Форум » Кулар » Летопись комбината "Куларзолото" или - как оно все начиналось! » Летопись комбината "Куларзолото" (Как оно все начиналось. Люди - дороже золота.)
    Поиск:

    КУЛАР © 2024 Сайт управляется системой uCoz
    Мини-чат